latypov1976 (latypov1976) wrote,
latypov1976
latypov1976

Не стоит бояться проводить дискуссии на острые темы

В Казани прошел круглый стол на тему "Появление "исламского халифата" в Ираке и отношение к нему мусульман Татарстана". Мероприятие организовал Центр исламской культуры "Иман" в Казани. Были высказаны разные точки зрения. Но я хотел бы выделить несколько мнений, которые более похоже на научные, чем на политически ангажированные.
В начале "круглого стола" его модератор Наиль Гарипов (проректор по научной работе КИФЭИ, председатель Центра "Иман") посетовал, что никто в Татарстане ни со стороны Духовного управления мусульман, ни со стороны государственных научных учреждений пока не выступил с инициативой обсуждения этой проблемы, которая, по его словам, вызывает обеспокоенность в обществе.
Также он рассказал о месте халифата в татарской богословской мысли. Он напомнил, что, приняв ислам в 922 году, предки казанских татар - волжские булгары - формально принадлежали к Багдадскому халифату до 1438 года. В этот год ордынский хан Улуг Мухаммед (1405-1455) убил последнего булгарского эмира и образовал Казанское ханство. В 1789 году было образовано Оренбургское магометанское духовное собрание в Российской империи, которое оформило мусульман в качестве религиозного меньшинства, тем самым определив их статус и положение в рамках Российской империи. По словам Гарипова, в постсоветский период отношение мусульман Татарстана к проблеме "халифата" и к светскому государству обозначено не было.
Зульфат Сабирзянов из Казанского медресе "Мухаммадия" считает, что основатели четырех мазхабов (религиозно-правовых школ в суннитском исламе) не ставили под сомнение сам принцип халифата просто потому, что они жили под властью мусульманских правителей. По его словам, для мусульман актуален исторический период - эпоха праведных халифов, которая длилась почти 30 лет (632-661 год), в дальнейшем этот период завершился образованием разных халифатов, однако праведными их уже мусульмане не считают. По мнению казанского имама, провозглашение "халифата" в Ираке еще не означает всеобщего признания мусульманского сообщества, тем более что значительная часть разных исламских богословов уже осудила этот шаг.
Кандидат филологических наук Резеда Сафиуллина считает, что угрозы от "исламского халифата", появившегося в Ираке, для мусульман Татарстана нет. Она предложила обратить внимание на более важные проблемы, нежели появление квазигосударственного образования на Ближнем Востоке, такие как коррупция, свобода слова, наркомания, социальная несправедливость. "Если и обсуждать проблемы на Ближнем Востоке, то надо говорить о том, как сделать, чтобы молодые ребята из Татарстана не поехали туда воевать, необходимо говорить о работе, нацеленной на повышение религиозной грамотности мусульман и на преодоление проявлений ксенофобии и нетерпимости", - заключила Сафиуллина.
Подводя итог прошедшему круглому столу, Наиль Гарипов сказал, что обсуждение острых геополитических и внутрироссийских проблем, актуальных для мусульман, должно вестись регулярно. "Не стоит бояться проводить дискуссии на эти темы, хотя руководство университетов или академических институтов в Казани часто боится их. Вследствие этого приходится обсуждать проблемы на площадках общественных организаций и движений", - резюмировал Гарипов.

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1833892.html#ixzz39iaurUTE
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Tags: Ислам, мусульмане, общественные дискуссии, халифат, экстремизм
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments